Коллекторы помогают вернуть кредитору его деньги. Рассмотрим, по каким причинам они звонят, когда их методы законны, а когда неправомерны. Также расскажем, как поступить, если коллекторы прибегают к угрозам.
Звонка от коллектора следует ждать тем заемщикам, кто не возвращает заем или постоянно нарушает платежную дисциплину. Решение об обращении в специализированную организацию принимает банк. Возможны два варианта:
Связываться с заемщиком и проводить работу по возврату имеющейся задолженности могут только официальные коллекторские агентства. Информация о них должна содержаться в государственном реестре, проверить это можно на сайте ФССП. Однако даже при наличии оснований для взаимодействия клиент не обязан соглашаться на общение с коллекторами до того момента, пока не получит подтверждение передачи дела или переуступки долга.
Принятый 3 июля 2016 года Федеральный закон N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» определил методы, к которым допустимо прибегать коллекторам. Специалисту разрешены нижеуказанные действия.
Связавшись с клиентом, сотрудник должен представиться, а затем сообщить название кредитора, чьи интересы он защищает. Время взаимодействия строго ограничено. Звонить можно в рабочие дни с 8:00 до 22:00, а в выходные и праздники с 9:00 до 20:00. При этом за сутки специалисту запрещено звонить больше одного раза, за неделю — более двух, за месяц — более восьми.
Отправлять текстовые, телеграфные и голосовые сообщения
Из полученного сообщения должник должен понять, кто и зачем его отправил. Там указываются кредитор и коллектор. Разрешено напоминать о наличии задолженности, но размер и структура долга раскрываться не должны.
Допустимые временные промежутки для отправления сообщений такие же, как и в предыдущем пункте. Разрешены они до двух раз в сутки, четырех раз в неделю и 16 в месяц.
Законом личные встречи не запрещены. Приходить к заемщику можно 1 раз в неделю.
Связываться с родственниками и третьими лицами
Применение этого пункта строго ограничено — для работы с указанными лицами необходимо иметь письменное согласие заемщика. Стоит помнить, что они в любой момент могут отказаться от общения. Родственники и третьи лица для этого просто должны сказать коллектору о нежелании дальнейшего поступления звонков. Сделать это может и сам клиент, для чего ему надо отозвать согласие лично или отправить письмо.
Как только 4 месяца истекут, должник на законных основаниях может перестать общаться с коллекторами. Он имеет право оборвать взаимодействие совсем или продолжить его через адвоката. Передать соответствующее заявление в организацию можно лично или отправить письмом.
Если должник полностью отказывается взаимодействовать, коллекторам ничего больше не остается, кроме как передать дело в суд. Если последний примет решение о необходимости возврата долга, то за работу примутся судебные приставы. Последние имеют право арестовывать счета, описывать и продавать имущество для погашения займа.
В договор о кредите могут быть включены и иные способы взаимодействия и дополнительные условия. Если клиента они не устраивают, он имеет право отказаться.
Специалисты поступают неправомерно, если:
Привлекать к работе по возврату денег от должника банк может только одну коллекторскую организацию.
Стоит помнить, что иногда требовать возврата долга нельзя. Это применимо для случаев, когда заемщик несовершеннолетний, лишен дееспособности или ограничен в ней, инвалид первой группы или лечится в стационаре. Однако каждый случай придется подтверждать. На время сбора доказательств и решения вопроса начисление процентов на сумму долга не останавливается.
К сожалению, коллекторы далеко не всегда работают добросовестно, иногда в ход идут угрозы. Когда должник начинает получать подобные звонки, он имеет право жаловаться. Для начала можно попробовать обратиться в саму коллекторскую организацию и потребовать прекратить использовать данный метод возврата долга. Если не подействует — надо обратиться в полицию. Заявление клиент должен подкрепить доказательствами неправомерного «выбивания» денег. Если угрозы поступают, например, по телефону — стоит их записать.
Рамки действий коллекторов строго определены федеральным законом. Им установлены методы взаимодействия специалистов с должниками и частота напоминаний. Если же коллекторы откровенно преступают закон и начинают угрожать, стоит обратиться с жалобой в правоохранительные органы.